:: Главная » Новости ВЭД »  

МЕЖДУ «КУДРИНЦАМИ» И «ТИТОВЦАМИ»: ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ...

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Контроль", версия 925

"Магистр-Информ", версия 1194

"Магистраль", версия 379

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1564

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1333

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1323

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

20 июня 2016


Между «кудринцами» и «титовцами»: третья концепция развития экономики России (статья)



Основательно застывшей российской экономике нужен крепкий глоток возбуждающего эликсира. Рецепт придуман 125 лет назад Менделеевым, но к водке отношения не имеет. Речь идет о стимулировании своего производителя, которому сейчас трудно тягаться с иностранным из-за ошибок в экономической политике.


От Менделеева до Бабкина
Дмитрий Иванович Менделеев, прославившийся диссертацией на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою», оказывается, был замечательным экономистом. В 1891 году под его руководством разработан так называемый «толковый тариф». Это была революция во внешней торговле России. Главным стало создание собственных обрабатывающих производств. Менделеев выделил отрасли с хорошими перспективами развития, проанализировал условия конкуренции наших и зарубежных предприятий и составил градацию таможенных тарифов таким образом, чтобы выровнять эти условия. «Пошлины должны иметь возбуждающий характер», – говорил ученый, подразумевая возбуждение производственной активности в России.

Тарифная защита своих производителей в царской России привела к поразительным результатам: рост промышленного производства более чем в два раза за десять лет. По отдельным отраслям этот рост вообще достигал 5 тыс. процентов. Все это работало более четверти века, до социалистической революции, после которой экономика стала функционировать по совершенно другим принципам.

Обо всем этом вспомнили участники Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. 16 июня в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты состоялось второе заседание совета. Тема встречи – «Разумные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности страны. Открывая встречу, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин заявил, что развитие внешнеэкономической деятельности, продвижение на внешние рынки отечественной продукции – среди приоритетов ТПП РФ. Важнейшими инструментами, созданными Палатой, стали действующие 74 деловых совета и представительства ТПП за рубежом. Палата работает в тесном взаимодействии с основными регуляторами и специально созданными институтами развития страны (Минэкономразвития, Минпромторг, ЭКСАР, Российский экспортный центр).

Кстати, в свое время Менделеев говорил о необходимости комплексного подхода и участия разных сторон при принятии важных решений. «Промышленно-торговую политику страны нельзя правильно понимать, если разуметь под нею только одни таможенные пошлины. Протекционизм подразумевает не их только, а всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промыслам и торговле и к ним приноравливаемых, от школ до внешней политики, от дороги до банков, от законоположений до всемирных выставок, от бороньбы земли до скорости перевозки. И в этом смысле нет и быть не может государственной “практики”, чуждой протекционизма. Он обязателен и составляет общую формулу, в которой таможенные пошлины только малая часть целого», – писал Менделеев в конце XIX века.

«Если в сегодняшней России кредиты в десять раз дороже, чем у конкурентов, если у нас электричество в два раза дороже, если субсидии аграриям в десятки раз ниже, чем у иностранцев, то надо защищать своих производителей с помощью тарифов. Но анализировать надо каждую позицию и применять комплексный подход, в котором будут задействованы все государственные, коммерческие, финансовые и общественные институты», – говорит сегодня председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России  Константин Бабкин.

Градус понижать не будем
В истории России примерно с Петра I торжествовал подход: внутренний рынок должен быть полностью открыт для иностранных товаров, надо импортировать все лучшее из того, что делают за границей. В действующей модели приоритетами внешнеэкономической деятельности являются членство во Всемирной торговой организации, пополнение бюджета и стремление вписаться в структуру глобального рынка. Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России  предлагает эту модель поменять.

«Сегодня есть два варианта стратегии, – напомнил Константин Бабкин. – Они ассоциируются с именами Алексея Кудрина и Бориса Титова. «Кудринская» модель вырабатывалась еще в 90-х годах. Экономические принципы, заложенные в эпоху Ельцина и Гайдара, действуют до сих пор. Именно эта политика привела к тому кризису, который страна переживает сегодня. Алексей Леонидович в последних интервью говорит о том, что не видит смысла в том, чтобы экономика России развивалась, что темпы роста выше одного процента в год породят новые проблемы и вроде даже вредны. Эксперт предлагает заниматься институциональными реформами. Правда, непонятно, что именно под ними подразумевается. Призывает понизить градус внешнеполитической напряженности. Для этого, видимо, России нужно отказаться от своих стратегических интересов на мировой арене».

Гораздо более интересной участники совета считают концепцию Столыпинского клуба, предлагающую решение экономических проблем не только с помощью монетарных механизмов, но и путем развития обрабатывающих отраслей. «Титовцы» утверждают, что сырьевые монополии не должны быть центром экономической модели, их задача – поставлять дешевое сырье для перерабатывающей промышленности. А если реально производство будет нормально развиваться, то и государство получит гораздо больше налогов, чем сейчас, и для общества будет создаваться гораздо больше рабочих мест.

«Есть у этой концепции и минусы, – отмечает председатель совета ТПП РФ. – Например, отдается приоритет иностранным инвестициям, новые предприятия предпочитаются старым. Не предусматривается прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, да и вообще налоговой политике уделено мало внимания. Наконец, главная идея «титовцев» в том, чтобы эмитировать инструментами Центробанка большую денежную массу и направить ее на отдельные проекты, которые должны отобрать государственные чиновники. Пожалуй, это наиболее слабое место концепции, которую жестко критикуют, опрокидывая весь подход, в целом весьма здравый».

По сути, речь идет о выработке новой концепции стратегии развития нашей экономики, которую разрабатывает Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России.

Концепция будет третьей
Совет уже сформулировал свое видение регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках разработки стратегии социально-экономического развития России до 2030 года. По мнению участников совета, главной целью должно стать проведение новой индустриализации. Только так можно обеспечить экономическую безопасность страны, создать альтернативные сырьевым источники экспорта. Приоритетом должно стать развитие обрабатывающих секторов промышленности, которое невозможно без перехода от фискальной внешнеэкономической политики к стимулирующей.

Предлагается несколько базовых принципов. Главное – это системный подход. Участники совета едины во мнении, что невозможно рассматривать вопросы государственного регулирования ВЭД в отрыве от проводимой внутренней промышленной политики или развитие несырьевого экспорта без создания условий, стимулирующих развитие производств с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке.

Каковы же стимулы? Во-первых, выравнивание конкурентных условий между российскими и иностранными производителями. Необходима разработка нетарифных мер поддержки, учитывающих специфику той или иной отрасли (налоговая нагрузка, стоимость кредитных ресурсов, энергии и комплектующих, логистика, административные расходы и пр.). Если же этих мер недостаточно, предлагается повышение ставок ввозных таможенных пошлин с учетом уровня тарифной защиты, необходимого для каждого отдельного вида продукции.

Во-вторых, следует выстроить четкие приоритеты промышленного развития. Так, необходимо провести всесторонний анализ состояния отраслей обрабатывающей промышленности, по итогам которого выделить стратегически значимые отрасли группы. Отрасли группы А, требующие постоянного контроля со стороны государства, отрасли группы Б – наиболее перспективные для развития и экспортно ориентированные, и отрасли группы В, испытывающие наиболее серьезные трудности в части конкуренции с импортной продукцией, полностью зависящие от государственных субсидий.

В-третьих, при выборе механизмов поддержки надо придерживаться не универсального, как сейчас, а секторального подхода. Меры по стимулированию кооперации и локализации производства иностранными инвесторами должны рассматриваться в качестве приоритетных в отношении отраслей группы В, в то время как поддержку отраслей группы А и Б целесообразно сосредоточить на развитии национальных производств полного цикла, для группы А в приоритетном порядке предусматривать импортозамещение. При выборе основы обеспечения промышленного и социально-экономического развития страны в развитии экспортного потенциала приоритет должен быть отдан отраслям группы Б, финансирование которых тоже должно носить приоритетный характер.

В-четвертых, при возникновении противоречий между интересами производителей и потребителей российской продукции приоритет всегда должен быть отдан интересам развития производства. Так, необходимо исключить ситуации параллельного субсидирования национального производства и поддержки импорта аналогичной продукции (например, субсидирование конечных потребителей иностранной промышленной продукции).

Наконец, в-пятых, предоставление бюджетных субсидий иностранным инвесторам должно базироваться на специально разработанной методике оценки уровня локализации и реализовываться только с момента достижения значительного уровня добавленной стоимости. Аналогичный подход должен быть реализован в рамках государственных программ поддержки экспорта. В целях развития экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо предусмотреть разработку и внедрение методики оценки уровня локализации экспортируемой продукции в качестве одного из критериев принятия решения о выдаче субсидии.



Оригинал публикации на сайте «ТПП-Информ»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024