18 января 2017
Общественной совет
Руководитель ФТС Владимир Булавин хоть и ведет планомерную работу по отмене приказов своего предшественника, ограничивавших бизнес в той или иной степени, но до ключевого вопроса автомобильных перевозок пока так и не добрался. Действие Конвенции МДП, из-за которой было сломано немало копий и загублено немало предприятий, так и не возобновилось в полном объеме, хотя Россия по-прежнему остается участником международного договора. В качестве гарантии уплаты таможенных пошлин карнет TIR принимается только на 34 МАПП (в России их больше 100), и по-прежнему срабатывает на таможенников, как красная тряпка на быка.
На прошедшем в декабре Общественном совете при ФТС бизнес попытался донести свою позицию по вопросу применения книжки МДП при осуществлении международной перевозки. Генеральный директор ООО «Выборг-Транс» Виктор Парасюк, выступавший на совете, рассказал, как обстоят сегодня дела с оформлением транзита по книжке МДП.
«Книжка МДП по-прежнему срабатывает как риск на тех МАПП, где она разрешена. Процесс организован так, чтобы в следующий раз у перевозчика не возникло желания ехать по МДП. Один раз придумают предварительный досмотр, другой раз составят акт, что нужно разделить товар на товарные места и партии, хотя вот, бывает, стоят в контейнере два лодочных катера, как их делить, на что? Никто не вникает потом, никакие контрольные органы. Так устроена система», − говорит бизнесмен.
«Думаю, что Конвенцию восстановят в полном объеме, во всяком случае, снимут ограничения, наложенные предыдущим руководителем ФТС Андреем Бельяниновым, умудрившимся урезать действие международного договора в одностороннем порядке», − делится впечатлением предприниматель. Мифические цифры «Дорожной карты»
В 2012 году правительством была утверждена дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», о неукоснительном исполнении которой ФТС ежегодно отчитывается. Бизнес совсем не согласен с тем, что администрирование совершенствуется и улучшается − что на морском направлении, что на автомобильном.
«Моё выступление на Общественном совете было посвящено тому, что при ограничении действия конвенции МДП в многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП), вопреки указам президента, дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» не исполняется таможенными органами. И все новые разработки, все ноу-хау никак не действуют, не ведут к сокращению оформления в зоне таможенного контроля до 2 часов − пункт, предусмотренный дорожной картой. Ничего не изменится до тех пор, пока избыточные меры контроля в пунктах пропуска будут сохраняться», − считает Виктор Парасюк.
Он также отмечает, что и председатель Общественного совета Леонид Лозбенко в своей речи указал на чрезмерность действий и контрольных процедур в таможенных операциях, которая приводит к банкротству предприятий.
«Президентом и председателем правительства неоднократно было наказано не ущемлять бизнес. Но никто не хочет в это вникать. Чинят в МАПП лишние процедуры по досмотру, гонят скопом на ИДК, ИДК не работает – весь поток может стоять сутки, двое, трое, пока не починят, потому что им надо показатели. Мы всё понимаем: на ИДК идут бюджетные средства, тратятся деньги на их содержание и обслуживание, и поэтому нужно оправдывать их использование: отправляют с формулировкой «возможно, перемещаются товары» и т.д. и т.п., и даже если на ИДК ничего не выявляется, ответственность никто не несет. Почему бизнес должен страдать? Наше весовое оборудование в приграничных пунктах пропуска не выдерживает никакой критики, все перевозчики прекрасно знают, что оно неисправное, но каким-то образом проходит сертификацию.
В прошлом году экс-руководителю ФТС Бельянинову в Счетной палате было высказано замечание, что Арбитражным судом вынесено очень много постановлений, отменяющих решения ФТС. Никто не смог донести ни до Госдумы, ни до Администрации президента, в которую мы неоднократно обращались, что надо смотреть на все эти дела, анализировать их и подводить итог, какую они приносят пользу участникам ВЭД и государству и какой причиняют ущерб.
Если это проанализировать, вскроется очень много безобразий, за которые, к сожалению, никто не несет персональной ответственности. Идут суды, люди теряют бизнес, потому что слишком поздно доставлен товар, производства останавливаются, а у них там только показатели играют роль», − негодует бизнесмен.
До 10 суток в зоне таможенного контроля
«Никакие новые инструменты не сократили время прохождения границы, − повторяет предприниматель. − Но без процедуры МДП ситуация ничуть не лучше, потому что все стоят в одной очереди, просто с карнетом иногда срок увеличивается. Гонят на ИДК, проводят контрольное взвешивание, так что улиткой ползешь с одной процедуры на другую, если не повезет, то на третью – на СВХ для полной выгрузки. Это может занимать от суток до 10 дней».
При этом бдение таможенников на внешних постах действительно представляется избыточным: процедура транзита, при которой и используется книжка МДП, закрывается на внутренней таможне, где так же проверяют соответствие товара тому, что заявлено в декларации.
«Основную часть процедур стоило бы перенести в таможню назначения, − говорит Виктор Парасюк. − Вот машина пришла в таможню назначения, там и смотрите, взвешивайте, устанавливайте, влияет это или не влияет на таможенные платежи. Получается так, что в пункте пропуска машину досмотрели, потом в таможне назначения проводят те же процедуры. И таможня назначения порой сама задается вопросом: «А зачем у вас товар изымался по весу, если на таможенную пошлину это не влияет?». Как можно из контейнера с 10-ю квадроциклами вынуть один, потому что вес не сошёлся? Или детские коляски, которые по количеству совпадают, а по весу – нет, при том, что пошлина рассчитывается исходя из количества? Чтобы не было такого абсурда, нужно весь этот контроль переносить вовнутрь. И должны выдерживаться сроки контроля, чтобы не страдал ни грузополучатель, ни грузоотправитель, ни те же перевозчики, которые участвуют в этом процессе».
Оригинал публикации на сайте проекта «Информационно-деловой медиапроект ТАСС про российский Дальний Восток
назад
|